Я, робот – насколько широко применяется роботизация в российском бизнесе
Не так давно представители аудиторской компании Deloitte представили небольшой обзор по результатам проведенного изучения ситуации с роботизацией бизнес-процессов в мировых компаниях. Мы задумались, есть ли показательные примеры RPA (robotic process automation) в России. В общем случае это можно определить как автоматизацию процессов на основе четкого алгоритма с использованием пользовательского интерфейса и любого программного обеспечения, включая сетевые приложения. Различают также когнитивную автоматизацию с применением технологий искусственного интеллекта. RPA – это на сегодняшнем этапе еще не про роботов-андроидов, как некоторые представляют (хотя и там когда-нибудь будем). И вот любопытно в этой связи: если это такой актуальный современный тренд, насколько российский бизнес готов к переменам?
Программная роботизация для России – тема новая. Первые пилотные проекты начались в РФ только в середине прошлого года, поэтому большой практики ни у интеграторов, ни у клиентов еще не сложилось: мы все сейчас учимся, как действовать более эффективно в российских реалиях.

Некоторые подходы уже сформированы. Например, на Западе большой вклад в автоматизацию до прихода роботов сделали другие интеграторы. То есть многие процессы в США и Европе уже автоматизированы. Российские компании, в свою очередь, эту стадию еще не прошли - соответственно, наш уровень автоматизации низкий, многие программы не интегрированы друг с другом.

Сегодня первостепенная задача, которую решают роботы - это интеграция одной системы в другую. Можно привести частный пример: в крупном холдинге за 10 лет развития сложился определенный набор из нескольких программ, в которых работают сотрудники. Предположим, часть дня специалист работает в одной программе, потом переносит данные во вторую, затем часть данных отправляется в третью-четвертую-пятую системы. Много времени занимает сам процесс переноса данных из одной программы в другую. Это крайне неэффективно, но необходимо и неизбежно из-за того, что автоматизация в данной компании не проникла глубоко. Как раз эти проблемы сейчас решают роботы в России, на Западе же этот вопрос уже не стоит.

Основное направление для роботизации в России – это работа с документами в бэк-офисе: роботы распознают множество сканированных документов (счета, договоры и др.), переводят эту информацию в цифровой формат (распознают написанное), а дальше внутри информационных систем оперируют данными: могут передавать их в другие отделы компании, запрашивать необходимые документы, проводить операции в CRM-системе.

Один из подобных примеров, реализованный нашей компанией, относится к банковской сфере: от государственного органа приходит запрос, содержащий в себе некоторые данные человека. Необходимо предоставить документы, которые есть в банке (какие операции проводились этим человеком, кредитная история и т.п.). Без автоматизации процесс проходил вручную: сотрудник, получивший запрос, рассылал письма в разные департаменты. Они, в свою очередь, собирали необходимую информацию в своих системах, затем сотрудник агрегировал полученные данные, доводил до стандартизированной формы, вносил в систему и направлял отчет в государственный орган. Сейчас же робот получает запрос, понимает, что ему нужно сделать, сам получает информацию из необходимых систем без дополнительной коммуникации с людьми, готовит общий пакет документов и выдает отчет.

Также мы внедряли робота в строительном холдинге для проверки внутренней документации по сделкам с недвижимостью. Когда в CRM-системе появлялась новая запись, происходило автоматическое отслеживание готовности пакета документов. Если робот не находил нужные файлы, он самостоятельно отправлял запрос людям о необходимости дозагрузить что-либо. Основной плюс этого внедрения заключался в способности робота распознавать печати и подписи и, исходя из созданной нами нейронной сети, понимать, что это именно требуемые печати и подписи, что документ корректно подписан нужным человеком. Только после этого документ считался правильным.

Программная роботизация – это способ эмулирования работы сотрудника на рабочей станции (т.е. на компьютере). Мы делаем, настраиваем, программируем роботов, которые работают на компьютере и могут выполнять различные операции за сотрудника. Для компаний – это, в первую очередь, возможность оптимизировать штат за счет разгрузки текущих сотрудников от рутинных операций, возможность поручения работникам более интересных и креативных задач. Конечной целью подобных проектов выступает повышение прибыли компании.

Готовность российского бизнеса к массовому переходу к RPA и реализации связанных с этим преимуществ уже сегодня крайне высока. Однако основным фактором, препятствующим внедрению программных роботов, являются люди, которые по тем или иным причинам сомневаются в описываемых возможностях на практике.

Мы сейчас часто сталкиваемся с тем, что нам не верят, что роботы с картинки могут открыть договор, найти в нем номер и совершать с этой информацией необходимые операции, например, загрузить в CRM или написать письмо. Мы часто делаем показательные видео, чтобы переубедить клиентов.
Очевидно, должно пройти какое-то время для принятия новой технологии, чтобы через первых последователей к широким массам пришло понимание необходимости цифровой роботизации. Тогда массовость внедрения будет масштабной. Но это точно не перспектива текущего года. Как 10 лет назад бизнес не верил, что можно сделать автоматическую систему таргетированной рекламы, и это казалось какой-то магией, так и сейчас роботы кажутся чем-то невероятным.

Всю статью можно почитать тут.
18 ОКТЯБРЯ 2018
Made on
Tilda